Размер шрифта: A AA Цвет сайта ЦЦЦОбычная версия

Главная Памятки родителям

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА

***
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
***
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
***
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
***
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
***
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
***
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то  только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
***
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтоб вы пожалели о том, что сделали мне.
***
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
***
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
***
Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на продолжение их.
***
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
***
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с нами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позднее.
***
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
***
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
***
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
***
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
***
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запутан, я легко превращаюсь в лжеца.
***
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
***
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
***
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
***
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию где-то  на стороне.
***
Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
***
Никогда даже и не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это лает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
***
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
***
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
***
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
***
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
***
И кроме того, я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же.

10 заповедей родительства

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не думай, что ребенок твой: он Божий. Он личность.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5. Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.
6. Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь что-то  сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.
8. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

 

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ                                   У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Родина –это сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям –матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, родной природе. Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубоко исторический характер.

Воспитание чувств ребенка, в т.ч. и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям согласно Новому энциклопедическому словарю (1998г.) входят и понятие «патриотизм». По определению Российской педагогической энциклопедии (1999г.), «патриотизм –социально политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов». Он проявляется в чувстве гордости за достижение родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально –культурным традициям.

Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности. С развитием государства патриотизм наполняется политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, отстаивания интересов Отечества.

названные источники по – разному определяют понятие «патриотизм», но выделяют общую суть: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Существует многообразие подходов к воспитанию патриотизма, в т.ч. через любовь к родной природе и родному дому, чувство собственного достоинства, сострадание, сочувствие, доброту, способность вставать на точку зрения другого и пережить чужую беду как свою, волю к свободе, соборность, стремление к единению с другими людьми на основе любви к другим.

К средствам патриотического воспитания относятся: устное народное творчество, декоративно –прикладное искусство, музыка, художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность. Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются:

  • комплексный подход;
  • знание педагогом истории и культуры своего народа;
  • правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
  • тематическое построение материала;
  • совместная работа детского сада и семьи.

На сегодняшний день задачи патриотического воспитания следующие:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;
  • к культурному наследию своего народа;
  • к природе родного края;
  • воспитание любви к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем  Отечестве.

Ознакомление с важнейшими государственными символами –гербом и флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В современных программах воспитания и образования дошкольников говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка уже в дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины.

Герб и флаг в ходе исторического развития приобрели разнообразные функции: они объединяют людей, являются отличительными знаками для человека, сообщества, государства, символами власти.

Ознакомление детей с гербом и флагом страны имеет большое значение не только для воспитания чувства патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также для формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать символы, повышается интерес к творчеству.

Работа  с родителями в этом направлении, на наш взгляд, также не менее важная. Это объясняется тем, что эмоционально –положительная атмосфера в семье создается ее членами, прежде всего родителями. Ведь Родина начинается с семьи. Наша цель –сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.

Содержание этой работы включает:

  • определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий: «Отечество», «Патриот», «Гражданин»;
  • определение форм и средств воспитания детей в семье;
  • повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора.

Для этого используются разнообразные формы взаимодействия с семьями:

  • привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового минимузея русского быта (музея игрушек);
  • организация консультаций и индивидуальных бесед по темам:

ü «Создание эмоционально –положительного климата в семье»;

ü «Как провести выходной день»;

ü «Какой литературой пополнить домашнюю библиотеку вашего ребенка»;

ü «Как подготовить и провести день рождения вашего ребенка»;

  • оформление стенда с информацией о семейных праздниках, на темы консультаций;
  • привлечение родителей к проведению групповых досугов «Кто родился летом?», «Город удобный и радостный» и т.д.;
  • оформление вместе с родителями фотовыставки «Наши поделки» с использованием фотографий детей в самых красивых местах города; «Отдыхаем всей семьей»; «Игрушки нашего детства».

 

Составил:

заместитель заведующего

по воспитательной работе                                                        Н.Г. Хмелева

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 20 г. Владивостока»

 

Как научить ребенка здороваться

 

Нередко воспитатели слышат от огорченных родителей жалобы на то, что их ребенок не умеет или не желает следовать элементарным правилам этикета: здороваться, прощаться, извиняться. Как помочь молодым мамам и папам воспитать малыша и на что следует обратить внимание самому педагогу?

 

Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Понимая это, родители, сталкиваясь с нежеланием ребенка здороваться и прощаться, приходят в ужас. Они чувствуют неловкость, а порой – стыд и вину за то, что их малыш не желает сказать «Здравствуете!» или «До свидания!». Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить.

Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать.

Дети – это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание. Молодые родители, не зная, как правильно воспитать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап и их методы воспитания. С детьми мы заново на эмоциональном уровне переживаем свое детство. Только смотрим уже на все не как ребенок, а как взрослый. Наше детство может всплывать в памяти и подсознательно: мы постоянно сравниваем себя со своим малышом, с тем, как сами вели себя в детстве и как реагировали на это наши родители. Не задумываясь, копируем воспитательную тактику последних.

Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. Авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей.

Важно помнить, что ребенок – пока  маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как родители в приказном тоне говорят сыну или дочери: «Поздоровайся!», «Извинись!». Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым или ему просто лень или настроение плохое, или у него на это свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от слов приветствия.

Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.

Также он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения.

А может быть ему просто не хочется здороваться в данный момент. Это стоит принять мамам и папам, разобраться с личными чувствами по поводу общественного мнения, не давить на маленького человечка, а позволить ему развиваться в своем темпе. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию.

Правила обучения ребенка этикету

Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета.

Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим, не менее важным, сторонам жизни.

Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: «А как же научить ребенка здороваться?». Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.

Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому «Дрессировка» хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря «Доброе утро!», он желает человеку добра.

Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «До свидания!» — не только общепринятая форма общения, но они имеют и семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. «Доброе утро!» для них – это действительно радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.

Итак, все обычные методы воспитания – от убеждения до наказания – оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.

Способы обучения ребенка словам приветствия

Между тем, существует несколько способов, которые могут помочь в решении данной проблемы.

v   Личный пример. Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей.

Самый простой способ научить малыша здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями,– здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить «Привет!», нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.

v   Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия.

v   Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: «Так принято, все так делают!». Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку «Что случится, если люди перестанут здороваться?». Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.

v   Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали «Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.

v   Похвала. Похвала для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы «Мне понравилось, как ты поздоровался с …» или «Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!» помогут принять детям правила человеческой жизни.

Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что вас ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.

ПРОГУЛКИ  С  РОДИТЕЛЯМИ  В  ЛЕС

Каждая встреча с природой дает возможность детям наблюдать издалека и вблизи жизнь леса. Обращайте внимание на красоту леса в любое время года, суток и в любую погоду. Учите детей удивляться форме деревьев, цвету неба, капле воды, стройности былинки, журчанию речки, полету пчелы, пению птиц.

Приучайте детей слушать пение птиц и выделять птичьих «солистов». Обратите внимание, как музыкален лесной шум. Свои голоса имеют и сосновый бор, и лиственный лес, и ветер, и река, и дождь.

Научим детей различать шепот листвы, тихий плеск волны, журчание ручейков, стрекотание кузнечиков и другие звуки природы.

Оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к ней потребительски, часто проявляют полную неосведомленность в том, как себя вести в лесу, на реке. Иные думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, вырвать съедобный гриб с грибницей, поймать птенца, подобрать ежика и т.д. Взрослые должны настойчиво разъяснять детям необходимость определенного самоограничения своих потребностей при общении с природой. Удержите руку ребенка, тянущуюся к необычному цветку, и объясните, что, срывая цветущее растение, мы тем самым мешаем ему нормально размножаться семенами, нарушая его жизненный цикл, — значит, рано или поздно, губим. Так, чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение, необходимо не менее семи-восьми лет. А до цветения самой крупной и красивой орхидеи — «венерина башмачка» — ее корневище развивается в земле целых 18 лет.

Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой. Животные в природе не потерянные и не брошенные — они живут своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.

Безусловно, все понимают, что нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники и раскапывать норы. Не следует даже пытаться заглянуть в гнездо, а тем более трогать его, птенцов или яйца. Некоторые птицы после этого бросают свои гнезда.

Следует оберегать шмелей, пчел, яркоокрашенных бабочек — почти все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки; уменьшение численности насекомых-опылителей ведет к оскудению мира растений.


ПРАВИЛА  ПОВЕДЕНИЯ  В  ПРИРОДЕ

Запрещается включать на полную мощность транзисторные приемники, магнитофоны, поднимать крик и шум. Громкие звуки тревожат зверей и птиц, они покидают свои гнезда и норы. Часто от колебаний воздуха, вызванных транзисторами и магнитофонными аппаратами, не могут подняться в воздух шмели, жучки, пчелы и др. Помогите ребятам осознать важность бесшумного поведения на природе, научите ценить и охранять ее извечно мудрую тишину, прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.

Воздержитесь от соблазна, не разводите без надобности костер в лесу. Даже самым правильным способом разведенный, а затем тщательно затушенный костер может вызвать пожар. Если внутри головней или полусгоревших дров останется хотя бы микроскопическая искорка, она даже через день-два способна разгореться. Если в лесу горит костер, то в радиусе 100-150м покидают гнезда совы, певчие дрозды и другие птицы, покидают надолго, и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает.

*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.

.